Отважные лыжники Югры

Печать
otvazhnie

Окружная газета "Ханты-Манчи-Шоп (Шой)" (сейчас - "Новости Югры" – прим. ФЛГ ХМАО) от 23 декабря 1933 года вышла с сообщением на первой полосе "Лыжный агитпробег": "24 декабря окружной совет ОСОАВИАХИМа совместно с окружным советом физкультуры организует лыжный агитпробег с участием лучших команд физкультурников Осоавиахима в 70 человек.

 

К истории агитперехода Тобольск – Москва

Задачи агитпробега – мобилизовать внимание советской общественности и трудящихся масс города Остяко-Вогульска (ныне – Ханты-Мансийска – прим. ФЛГ ХМАО), поселка Самарово и близлежащих колхозов:

1. Вокруг вопроса выполнения финплана первого квартала 1934 года по всем видам платежей.

2. Успешное завершение реализации 8-й лотереи ОСОАВИАХИМа".

Задачи и цель пробега, сформулированные руководством ОСОАВИАХИМа, сегодня, наверное, вызовут добрую улыбку, однако на этом пробеге есть смысл остановиться. Группа пробега – большая. По любым меркам. Участники – девушки и парни, активисты, члены комитетов комсомола, спортсмены, учащиеся старших классов школ и – в основной массе – члены кружков ОСОАВИАХИМа. Группа возвратилась 25-го. Без отставших. Этот лыжный агитпробег был одним из первых на всем пространстве гражданской войны, мгновенно подхваченным сотнями и тысячами молодых людей.

Допускаю, мнение мое достаточно спорное. Но… перелопатив десятки подшивок газет, как региональных, так и всесоюзных, издававшихся в те годы, я невольно пришел к выводу: переход югорчан с агитационно-пропагандистскими целями был одним из первых. Ранее подобное не практиковалось нигде, ни на какой другой территории. После этого перехода комитеты комсомольских организаций и другие оборонно-спортивные организации стали рекомендовать взять на вооружение пример югорчан. Агитпробег молодежи Самарово и Остяко-Вогульска не остался незамеченным. Уже в 1934 году студенты Тобольского рыботехникума идут на переход по маршруту Тобольск – Омск. В начале 1934 года мужчины – военнослужащие Тюменского гарнизона – пошли на беспримерный для своего времени переход Тюмень – Москва.

В конце декабря 1934 года и начале 1935 года женщины – служащие Тюменского гарнизона – вслед за своими мужьями повторили их переход. Опять беспримерный. Русские женщины впервые в истории цивилизации совершили столь дальний переход, равнозначный подвигу, - без всяких преувеличений. Не пройдет и двух лет, как женщины Бурятии в два раза перекроют по дальности переход тюменских женщин, совершив лыжно-пеший переход по маршруту Улан-Удэ – Москва… Протяженностью свыше 6 000 километров. Потом переходы будут разные: шлюпочные, под парусами и на веслах; автомобильные на автомобилях только отечественного производства. Велосипедные, пешие. Смешанные: конно-лыжные, в противогазах…

Несмотря на кажущуюся нестандартность, переходы в противогазах практикуются довольно часто. Мы сегодня с трудом можем представить, что это такое – проехать на велосипеде из Одессы до Владивостока и Комсомольска-на-Амуре. Практически, наверное, невозможно и представить велопробег вдоль границ Советского Союза протяженностью свыше 30 000 километров… Переход на байдарках из озера Байкал по рекам до Москвы.

И, наконец, самый тяжелый, самый экстремальный в истории лыжного спорта – поистине на пределе человеческих возможностей! – лыжный переход озеро Байкал – Мурманск. Через Восточно-Сибирские горы, затем вдоль Полярного круга. Протяженность – свыше 8 000 километров. Когда группа подходила к Салехарду, более десяти дней шли по тундре при морозах от 55 до 63 градусов. В своем повествовании у меня нет никаких преувеличений. Все основано на фактах и взято из хроник переходов. Кто-то скажет: их принуждали выходить на столь рискованные для жизни маршруты. Не исключается. Однако взлет патриотизма молодежи на стыке начала тридцатых и сороковых, после прихода к власти в Германии Гитлера, - общепризнанное явление. Как и наполненные содержанием призывы "Молодежь – на крыло!", "Молодежь – на флот!" Мотивы столь серьезных испытаний своих человеческих качеств переходами гораздо глубже. Они продиктованы обстановкой и обстоятельствами времени.

Предчувствие надвигающейся грозы мобилизовало всех. Его не смогли притупить даже 1937-й и 1938-й годы. Январь 1935-го. 11-го из Остяко-Вогульска в Салехард стартовал П.Брайко. На собачьих упряжках. Маршрут проходил через Березово и Шурышкары. Особенность перехода – Брайко один. В случае каких-либо ЧП ему, кроме как на собак, надеяться было не на кого. Так и получилось. До Салехарда добежали 9 из 11 собак. Брайко вернулся только благодаря вожаку собачьей упряжки – Бобику. На маршрутах прохождения связь могла осуществляться только с крупных населенных пунктов. Радиостанции – предел мечтаний, да они еще очень громоздки. В северных маршрутах надежда только на самого себя. В форс-мажорных ситуациях помощь со стороны исключается. Группу, идущую по маршруту Байкал – Мурманск, считали погибшей. Не было вестей более месяца. Питание – вопрос особый. Может быть, самый главный. В движении продукты набираются в среднем на трое суток, с учетом рельефа проходимого участка, протяженности, наличия населенных пунктов на маршруте…

Загружаться через меру тоже нельзя. Кроме продуктов питания в рюкзаке – личные вещи (полотенце, зубная щетка, сменное белье). Рекомендуют также взять блокнот и карандаш, однако в абсолютном большинстве дневники переходов ведут командиры или политруки. Благодаря их дневникам, записям мы сегодня имеем правдивую картину переходов – помимо агитационно-партийных клише, обрамляемых каждое сообщение. Риски на маршрутах – огромны. Женская группа, идущая маршрутом Тюмень – Москва, недалеко от Казани подверглась нападению стаи волков. Отстреливались. Это в центре России! 1935 год…

В рыболовецком предприятии "Обьтрест", администрация и контора которого расположились в Тобольске, с октября 1935 года начинается форсированная подготовка к лыжному переходу Тобольск – Москва. Казалось бы, что особенного в переходе? Ничего. На первый взгляд. Между тем в истории нашего Ханты-Мансийского округа переход занимает свое место. В силу обстоятельств. Факт первый: четверо из семи участников перехода – жители нашего округа. Факт второй: основные предприятия "Обьтреста" расположены на территории округа вдоль берегов Иртыша и Оби… Фактический состав группы отличается от заявленного в печати. Группу сопровождает еще один человек. Фамилия – Зятьков. О том, какую функцию выполнял этот человек, информации – никакой.

Скорее всего, руководство предприятия, комплектуя группу, не было уверено в том, что все члены группы выдержат испытание на переходе. Только этими соображениями можно объяснить участие еще одного человека. Дошел ли Зятьков в составе группы до Москвы, найти ответа не удалось. Цель перехода – доставить наркому пищевой промышленности Анастасу Микояну рапорт предприятия. Газета "Красное Знамя" опубликовала фотографии и короткие биографии участников. По сообщениям, группа готовилась с октября. До выхода на маршрут навыками ходьбы на лыжах владели трое из семи. Возникает вопрос: можно ли менее чем за три месяца хорошо подготовить людей к такому переходу? Ответ очевиден.

Тем более что зима в Сибири в конце 1935-го и начале 1936 годов выдалась почти бесснежной, поэтому тренировок на лыжах почти не было. Темп движения группы организаторы перехода запланировали из расчета 60 километров в сутки. В сообщениях "Красного Знамени" есть неточности. В публикации А.П.Лажев и тут же – отец его приводится под именем Захар. Ляп, опечатка? Следовательно, надо читать: А.З.Лажев. По биографии Алексея Петровича Федулова – опечатка о месте рождения. Напечатано "Перегребовское"… Вполне понятно, какой населенный пункт подразумевается… В принципе, это не главное. Опечатки допустимы. Интервью, сообщения – с хода. Дорога каждая минута…

"Омская правда" от 26.12.1935 года. Москва – Тобольск. Старт дан. Тобольск. 24 декабря (от нашего корреспондента): "Сегодня в 10 часов утра дан старт лыжному пробегу Тобольск – Москва. В пробег пошли лучшие ударники рыбозаводов. Среди них хантэ, ненцы, зыряне… Провожали лыжников со знаменами и музыкой все трудящиеся Тобольска, представители партийных и советских организаций. Улицы были запружены народом. Расстояние в 2 400 километров команда надеется пройти в 33 ходовых дня". Маршрут движения: Тобольск – Тюмень – Свердловск – Красноуфимск – Сарапул – Казань – Муром – Москва…

27 января группа прибыла в Тюмень. Трудности перехода начинают проявляться уже на территории области. "…Путь Тобольск – Тюмень трудный, пришлось большую половину пути идти пешком" (из интервью командира перехода Ирючева газете "Красное Знамя" в Тюмени). Из хроники перехода. "Омская правда" от 1.01.1936 года. Камышлов. 1 января (по телеграфу). 31 декабря лыжники прибыли в Камышлов. Пройдено 478 километров. Из-за отсутствия снега пройдено пешком 170 километров… Командир – Крючев. Политрук – Неумоев". "Омская правда" от 15.01.1936 года. Тобольск – Москва. Уральский хребет пройден. Тобольск, 13 января. Сегодня лыжники точно по графику прибыли в Сарапуль (орфография согласно текста). Пройдено 1 125 километров – самая трудная часть пути. Начиная со Свердловска лыжники шли в горах. Порой из-за отсутствия снега приходилось идти пешком. Труднейший переход был у отрогов Урала, от Красноуфимска до Чаги. Лыжники сделали его блестяще. В Сарапуле – однодневной отдых, после которого лыжники выйдут на Казань…. Кадесников".

Участок маршрута Красноуфимск – Сарапул самый тяжелый. Об этом высказались все участники предыдущих переходов. Здесь было и отсутствие дорог, удаленность населенных пунктов, подъемы, спуски, обрывы, пропасти…Вот как описал Карталов (командир перехода женщин) "Красному Знамени" от 10.02.1936 года: "На этом переходе все время крутые подъемы, обрывы, пропасти. Приходилось двигаться очень медленно. Местами только обрадуешься ровной дорожке, чуть пойдешь быстрей, как дорога резко сворачивает и перед тобой – пропасть. Большие уральские тоннели заставляли обходить горами и густым лесом десятки километров". Высказанное Карталовым и женщинами, мягко говоря, не стыкуется с бравурными сообщениями корреспондента Кадесникова.

После Казани темп движения несколько ускорился. Участок в 590 километров прошли за 6 суток. Были дни, когда проходили по 110-115 километров. Всем хотелось быстрее дойти до столицы. 3 февраля в Люберцах москвичи тепло встретили очередную группу сибирских лыжников… Вечером в клубе Народного комиссариата пищевой промышленности СССР состоялся митинг. Лыжников приветствовали представители общественности, спортивных организаций.

Начальник политуправления Наркомпищепрома СССР тов. Корнюшин поздравил тоболяков с успешным завершением перехода. С ответным словом выступил командир перехода Крючев. Тяжелая усталость сказывалась. Выступление его было очень коротким: "24 декабря — старт в Тобольске. 2 января пришли в Свердловск, за восемь суток покрыв расстояние в 820 километров". Командир отметил: почти половину пути до Свердловска они прошли пешком. 24 января, ровно через месяц, пришли в Сергач, пройдя 1 807 километров. Ни одного слова не было произнесено о сложностях и трудностях на маршруте – от волнения, что они, простые рыбаки – люди, далекие от спорта, смогли преодолеть такое расстояние. Они в Москве, в столице! Волнение захватывало всех: они оправдали доверие коллектива. Для всех, без исключения, дни, проведенные в Москве, стали праздником. Этот праздник они заработали своим трудом. Своим упорством.

Нам сегодня трудно даже представить волнение этих скромных тружеников, дошагавших до Москвы – на своих характерах. И все же это было. И это наша история. Весь состав группы был представлен к государственным наградам. "Красное Знамя" от 01.08.1936 года..

Остяко-вогульская хроника

Четыре участника героического перехода Тобольск – Москва: тт. Щепеткин (русский), Чупров (коми), Федулов (хант), Лажев (хант) – отправились в Москву, куда вызвали для вручения ордена "Знак Почета". В истории нашего Ханты-Мансийского округа после опустошительных войн это были первые орденоносцы в мирной жизни…