Monday, Apr 29th

Обновлено:03:48:05 AM GMT

Вы здесь: Новости Международные старты Иван Брагин о Сергее Устюгове: «У него неимоверные резервы»!

Иван Брагин о Сергее Устюгове: «У него неимоверные резервы»!

E-mail Печать PDF
Ustiugov_Bragin_2017_2

Вчера, 23 февраля, на чемпионате мира по лыжному спорту в Лахти югорчанин Сергей Устюгов стал вторым в спринте. Впервые о своем воспитаннике откровенно рассказал его первый тренер Иван Брагин.

После серебряного финиша в спринте Сергея Устюгова поджидали болельщики. Кто-то хотел сфотографироваться, кому-то нужен был автограф. Однако спортсмен первым делом пошел к скромно поджидавшему его в сторонке мужчине. Они долго беседовали, а стоящие рядом фанаты не понимали, почему этому человеку их кумир уделяет столько времени и внимания. Не знали, что рядом с ними Устюгова поджидал его первый тренер – Иван Брагин. Корреспондент "Спорт Экспресса" сделал с ним подробное интервью.

– Поездка в Лахти была запланирована давно?
– Летом Сережа спросил, собираюсь ли я ехать на чемпионат мира. Ответил ему, что точно не знаю, но, скорее всего, нет. На что он мне тут же отрезал: "Давайте не будем рисковать. Собирайтесь!". Посмеялись. Но потом я уже серьезно добавил: "Если надо – приеду". По его взгляду я понял, что надо.

– Что он имел в виду, говоря, что лучше не рисковать?
– Начиная с 2011 года я приезжал на всего его чемпионаты мира. С каждого он уезжал с медалью. А вот в Фалун два года не приезжал. Помните, чем все закончилось (Устюгов занял 16-е место в спринте и 28-е – в 15-километровой гонке классическим стилем. – Прим. “СЭ”)?

– Насколько у вас сейчас близкие отношения?
– Как у отца с сыном. Как у двух друзей. Нет таких тем, которые были бы у нас под запретом. По объективным причинам мы сейчас общаемся не так часто. Но все равно переписываемся, держим контакт. А когда Серега приезжает в Россию – тут же встречаемся. Тренируемся вместе. Ну как вместе – я еду на велосипеде, а он бегом.

– Устюгов советуется с вами, когда, например, хочет сменить тренера?
– Я говорю ему свое мнение, но решение всегда принимает он сам. Сергей уже большой мальчик и прекрасно знает, когда стоит прислушаться, а когда сделать так, как сам считаешь нужным.

ОН РАЗДАЕТ ЭКИПИРОВКУ В СВОЕМ ПОСЕЛКЕ

– У вас с самого начала не было сомнений, что сохраните такие отношения после перехода Устюгова?
– Сергей – очень благодарный воспитанник. И наша дружба во многом его заслуга. Именно он поддерживает контакт. Я мог бы сколько угодно хотеть общаться с ним, но если бы он сам не проявлял инициативу – из этого ничего не получилось бы. Сергей такой человек, что запросто может сказать любому, что угодно. Или закрыться от того, с кем ему некомфортно. И все – не достучишься! Но со мной себе такого он не позволяет. Значит, правильно его воспитал.

– Безусловно.
– Если серьезно, тут гораздо больше заслуга его мамы – Натальи Павловны. Именно благодаря родителям появился такой талант. А я лишь вовремя направил его.

– Правда, что Устюгов активно помогает спортивной школе в родном Междуреченском?
– Я же говорю, он очень благодарный человек. Когда Сергей приезжает в поселок, то со всеми с удовольствием общается. И по мере возможностей помогает. У нас население чуть больше 10 тысяч человек. При этом много семей – неблагополучных. Купить детям спортивные перчатки или шапочки могут позволить себе далеко не все. И Сергей спокойно отдает им свою экипировку. Просто приносит в школу вещи и говорит: "Вот, возьмите, раздайте ребятам". Потом выезжаем на соревнования, к нам подходят из других районов: "Вроде бы жалуетесь, что плохо живете, а все в экипировке сборной России"…

СТРЕЛОК ИЗ УСТЮГОВА – СРЕДНИЙ

– Помните, как он пришел к вам в секцию?
– Сергею было девять лет. Пришли с другом. Просто хотели покататься на лыжах. У нас уже в то время был прокат, но это стоило денег. Сергей не из богатой семьи, позволить себе этого не мог. Он решил схитрить – записался в секцию, чтобы получить инвентарь бесплатно. Понравилось. Ходил, занимался с ребятами на год-два старше его.

– Талант был виден сразу?
– Я тогда думал: "Ходит паренек – и слава Богу". Никто его особо не тренировал. А года через два смотрю – он начал обыгрывать сверстников на соревнованиях. Стал обращать на него больше внимания – тут же пошел прогресс. Поехали на первенство ХМАО – с ходу третье место.

Но это в лыжах. В биатлоне все было скромнее. Попадал в десятку, не больше.

– Во сколько лет он начал заниматься биатлоном?
– Параллельно с лыжами. А когда в 2008-м в стране наступил очередной кризис, я понял, что нужно как можно скорее куда-то отдать Сергея. У нас-то денег не было вообще, а ему нужно было ездить по сборам. Так вот в биатлонную сборную ХМАО он проходил лишь запасным, а в лыжную – третьим номером.

– Что делать?
– Решили, что пусть он пока хорошо бегает, а стрелять мы его потом научим. Заключили с лыжным тренером округа джентльменское соглашение: три года Сергей только бегает, биатлон пока в стороне. Тот был согласен только на таких условиях.

– А через три года он выиграл юниорский чемпионат мира…
– И мы приняли решение, что дергаться в биатлон не стоит.

– Устюгов сразу с этим согласился?
– Нет-нет. Он грезил биатлоном. Но я ему сказал: "Сережа, постой, мы еще здесь не все выиграли". Как только это случится – так и перейдем. А золотые олимпийские медали во всех видах спорта одинаковые.

– Если предположить, что Устюгов перешел в биатлон, из этого может что-то получиться?
– Что и говорить, стрелок он среднего класса (смеется). Учебно-тренировочная группа второго-третьего годов обучения. Но если с ним позаниматься, возможно, он через пару лет начнет стрелять.

НЕКОТОРЫЕ ИЗ КОМПАНИИ УСТЮГОВА УЖЕ ПЛОХО КОНЧИЛИ

– Устюгов всегда был таким бойким?
– Этот парень с характером. Помните, как на "Тур де Ски" он иногда агрессивно вел себя на дистанции? Это все пришло еще в юниорском возрасте. Когда он переходил в сборную, поговорили с ним. Сергей и так все понимал, но я на всякий случай сказал, что нужно сразу ставить себя. Как говорится, лучше один раз хорошо получить по морде, но потом тебя будут уважать.

– В поселке Сергей часто дрался?
– У него была довольно бандитская компания. Некоторые из ребят, с которыми он общался, уже плохо кончили. Мне нужно было скорее вырвать его из этого окружения. Это тоже одна из причин, по которой я хотел быстрее передать его куда-нибудь.

– Сам Устюгов понимал, что спорт – это возможность выбиться в благополучную жизнь?
– Тогда – нет. Лишь когда стал получать зарплату в сборной, начал осознавать, что спорт – это не только хобби, но и работа.

– Вы говорили, что у Сергея неидеальная техника, поскольку верхний плечевой пояс у него развит куда лучше, чем ноги. Дело в конституции?
– Он дворовый парень. Чем занимаются парни во дворе?

– Качаются.
– Вот и он практически вырос на турнике. И как бы я потом не хотел "подтянуть" ему ноги, в полной мере сделать этого не получалось. Люди всегда идут по пути наименьшего сопротивления. И в детском возрасте спортсмены с куда большим удовольствием совершенствуют то, что у них и так хорошо развито, нежели работают над слабыми местами. Сейчас уже Сергей значительно укрепил ноги.

– Но резервы есть?
– У него они – неимоверные.

Продолжение интервью Ивана Брагина читайте на сайте «Спорт Экспресса»